Мастеринг музыкальных произведений
Зачем это требуется? Где это можно сделать? Как с этим работать, чтобы достичь максимальной пользы?
Часто определение мастеринга трактуется неверно, порой его путают с определением сведения. Логично разобрать термин мастеринг. Мастерингом называют конкретную последовательность действий до выпуска компакт-диска. По мнению некоторых людей это важнейшие действия. После завершения записи и сведения ваших композиций, ваши треки могут направиться на эквализацию, нормализацию, компрессию. Их отполируют «особым звуковым составом». Мастеринг придаёт звучанию глубину, силу, точность и объём. Этот процесс является наукой, ремеслом, сравнимым с алхимией. Точно так же, как и сочинение материала, вокальное искусство или запись.
Громкость или гордость?
Существует мнение, что суть мастеринга состоит в создании более зажигательного звука. С этим можно отчасти согласиться. Действительно в процессе мастеринга увеличивается громкость. Однако может произойти так, что «вялые и сыроватые» децибелы станут наименее критичным нюансом данного процесса. Ведь мастеринг преследует более важные задачи. Его цель – сотворение уникального и высококачественного звучания для треков. Можно сказать, что мастеринг больше концентрируется на "гордости", чем на "громкости".
Мнения инженеров по мастерингу
Специалист студии «Art Sayecki - Art Mastering» Арт Сайеки называет мастеринг определяющим, критическим и кульминационным творческим этапом в сотворении аудиозаписи. Когда работа музыкантов попадает в руки инженера по мастерингу, это означает что нужные звуковые суждения уже позади и вся требующаяся психо-акустическая обработка состоялась, а ваш проект приобретает последовательность в своём содержании. Само содержание преобразуется в сложное акустическое создание. Когда специалист по мастерингу делает свою работу превосходно, это существенно помогает определить потенциальные шедевры от прочего сегмента рынка.
Инженер студии «Moonlight Mastering» Нэнси Маттер с этой позицией соглашается и уверена, что мастеринг помогает достичь баланса между всеми треками и создать для слушателя ощущение постоянного звучания. И это должно распространяться на любой звук. И здесь не имеет значение аудиосистема, воспроизводящая его.
Следует отметить недавние работы Маттер. Прежде всего, это живой концерт Питера Габриэля из серии «Up Tour», затем живой концерт «Дюран-Дюран» в рамках «Reunion Tour», а также саундрек к кинокартине «Однажды в Мексике». И Нэнси указывает, что повышение громкости должно быть таким, чтобы не рушить динамику песен. Излишнее такое повышение (как правило, путём компрессии) может нанести акустический урон проекту.
Взгляд из домика
Эмилия Лазар, являющаяся инженером по мастерингу и музыкантом, придерживается такой позиции, что музыка – это один из видов художественной формы, и она должна затронуть человека, что-то ему поведать. Она повествует какие-то истории с текстовой составляющей или без. У человека и музыки можно обнаружить общие черты. Здесь отыскивается важная связь между ними. В этом и состоит суть работы инженера по мастерингу. Этот специалист помогает музыке рассказывать историю, которая проникнет глубоко в душу слушателя.
Стоит немного сказать и о послужном списке Лазар. В нём значится работа с Дэвидом Боуйи, Джеффом Бакли, группой «Sonic Youth», а также саундтрек к фильму «Goldmember».
Взгляд артиста
Известный сессионный музыкант Карл Верхайн, который половину своей профессиональной карьеры, проводит в студиях, имеет свою уверенную точку зрения на процесс мастеринга. Он называет его точной настройкой и финальным выравниванием музыки в целях получения превосходного качества. В мастеринге помещаются все частоты в нужные диапазоны. И это происходит так, чтобы бас был не очень громок, верхние участки не свистели, а уровень громкости можно было соотнести с прочими компакт-дисками на рынке. Карл подготовил новый релиз. И это творение он отдаёт специалисту по мастерингу группы Oasis Эдди Шрейеру. Этого инженера гитарист считает очень заботливым и одарённым художником.
Не стоит здесь не упомянуть достижения Верхайна. Его работу каждый день можно слышать на записях шлягеров, в киноиндустрии, на радиостанциях и телевидении. Он является соло-гитаристом в команде Supertrampи истинным лидером в своей группе Carl Verheven Trio. Ежегодно он выступает перед многотысячной публикой.
Часто артисты и продюсеры проявляют большую лояльность к некоторым инженерам по мастерингу. Так, например, Мишель Сембелло (автор и исполнитель огромного числа хитовых композиций, авто саундтрека к картине «Танец-вспышка») признался однажды Арту Сайеки, что настолько восхищён его работой над песней «Maniac», что будет в дальнейшем только ему доверять мастеринг своего материала.
Взгляд из кабины
Ларри Крэйн, владеющий лейблом Jackpot Recording и являющийся издателем еженедельника Tape Op, грамотно отзывается и практическом результате мастеринга. Он называет его завершающим этапом подготовки миксов перед их отправлением в тираж. Ларри рекомендует музыкантам всегда обращаться к мастерингу и не затягивать с этим.
Мнение обозревателя и консультанта
Бернард Баур, входящий в число редакторов и авторов издания Music Connection, а также являющийся независимым экспертом в A&R, по роду своей деятельности ежемесячно прослушивает множество дисков. И на вопрос, касающийся того, влияет ли как-то мастеринг или его отсутствие на этих дисках на рецензентов и руководство A&R, Бернард отвечает положительно. И когда он прослушивает вещи, не прошедшие мастеринг, то озадачивается, знает ли исполнитель, что вообще он должен делать. Те артисты, которые работают на высоком уровне, прекрасно понимают, что исходные записи необходимо почти всегда переводит в следующую категорию. А мастеринг служит неотъемлемым элементом всего этого.
Также Баур не отрицает, что, в первую очередь, обращает внимание на качество песни. И при различных равных обстоятельствах, композиция, подверженная мастерингу, привлечёт больше интереса.
Сотрудники журналов и компаний грамзаписи предпочитают слушать абсолютно завершённые и отполированные треки. И аналогия с неотмастеренным материалом может вызывать тревогу. И сегодня мастеринг стал использоваться всё чаще. Через него проходят даже демо-треки.
Мастеринг демонстрационных композиций
Сегодня музыкальный рынок характеризуется бешеной конкуренцией. И поэтому, сегодня вполне обыденным явлением стал мастеринг демо-композиций. Это подмечает Арт Сайект. И это, по его мнению, стало причиной того, что на лейблы нахлынуло огромное число демо-треков, пришедших от артистов, жаждущих славы. И мастеринг демо-песен может оказаться важной стадией для того, чтобы исполнитель получил некоторое преимущество на таком соревновании.
Великолепный звук
На 200 миллионах пластинках можно обнаружить имя Мэтта Форжера. Этот человек участвовал в работе над ними в качестве специалиста по запись, инженера по миксу и продюсера. Поработав с Полом Маккартни, поп-королём Майклом Джексоном и многими другими инди-артистами, Мэтт приобрёл особый взгляд на звуковой материал. Об этом свидетельствуют много фактов. Например, однажды он поместил один барабанный звук в одно из творений Pro Tools.
Как признаётся сам Форжер, что порой приходится работать с крошечными приращениями, появившимися на компрессоре, либо на эквалайзере. И любопытно, что всего одна какая-то мелочь, образовавшаяся в определённой части микса, может существенно повлиять на весь трек. И не важно, как вы осуществляете сведение, мастеринг может добавить что-то, кажущееся хорошим и поднять это на вершину. Вследствие чего получится великолепное звучание. Сайеки соглашается с такой точкой зрения и подчёркивает, что степень вкуса инженера, в итоге может оказаться определяющим фактором. И иногда требуются и чудаковатые украшения, а порой следует призвать к скромности.
Не секрет, что производственные бюджеты снижаются. И поэтому большое число проектов изготавливаются (целиком или полностью) уже на домашних системах. Эдди Шрейер полагает, что всё это может привести к снижению качества звука. Применение ведущих мастеринговых инструментов часто помогает значительно улучшить финальный продукт. Благодаря мастерингу увеличивается уровень и объём вашей записи.
Крис Геринжер (инженер студии Sterling Sound в Нью-Йорке) работал над мастерингом пластинок для JewelRoyHargrove, а ещё мастерил большинство альбомов в жанре латин и хип-хоп. Этот специалист говорит, что часто к инженерам по мастерингу обращаются с просьбами отмастерить той или иной материал. Хотя на деле работа над таким материалом будет напоминать больше некий вариант сведения, чем мастеринг. Идеальной считается ситуация, когда все ваши треки уже сведены и все ваши звуковые замыслы определены до обращения к специалисту по мастерингу. Но с прогрессом в цифровой звукозаписи, часто инженеры стали получать треки, имеющие много альтернативных миксов, разных стемов и дополнительные голоса и инструменты. И часто инженеры трудятся как студия сведения, но подходят к материалу с позиции мастеринга. Геринжер добавляет, что современная техника даёт большую гибкость. И это является и проклятьем, и отрадой.
Что вы можете получить?
Почти при каждом процессе мастеринга проводятся:
- Оптимизация уровня среднего и пикового значения. Таким способом достигается нужная относительная громкость.
- Обработка с помощью компрессии и эквайлизации.
- Вычисление очереди следования композиций.
- Вычисление длительности пауз между песнями.
- Установка «звуковой платформы» для всех треков.
- Размещение маркеров композиций.
- Устранение шумов.
- Внедрение PQ-кодов.
Оборудование
Никто не спорит с тем, что мастеринг преследует одну основную цель – достижение идеального звука. И когда артист в процессе записи работает с инженером по мастерингу, то достижение такой цели вполне реально. Такого мнения придерживается Арт Сайеки. Однако эта работа очень сложна. С ней может отлично справиться опытный, технически подкованный профессионал, обладающий артистическими качествами и просто обожающий своё ремесло. Здесь также требуется высококачественное оборудование.
И Сайеки утверждает, что для проведения мастеринга нельзя все надежды возлагать в стандартное оборудование. Обычно, серийные элементы, купленные в магазине, не способны осуществить обработку, необходимую мастеринговым студиям высочайшего уровня. Все такие студии применяют либо специально разработанное, либо тщательно переделанное оборудование.
Сайеки признаётся, что в его студии проектируется своё оборудование. И оно выполняет все необходимые задачи по обработке звука на передовом уровне. В его студии задействована дискретная электроника класса, а и электронные лампы высокого качества. Это оборудование превосходит запросы даже самого фанатичного аудиофила. Сердце студии – это произведённая по специальному заказу мастеринговая консоль. Она называется Telefuncen-Neumann. В США больше ни у кого нет такой консоли.
У Нэнси Маттер предостаточно превосходного оборудования, но всё же она рекомендует исполнителям осуществлять своё итоговое сведение на аналоговую ленту. Этот носитель обладает неким теплом и ароматом. И это приводит к прекрасным результатам в процессе мастеринга. У цифры такого нет.
Продолжительность мастеринга
Хоть и не существует ни временных, ни финансовых ограничений, есть среднее значение. Обычно на один альбом уходит от 8 до 12 часов. Это при условии, что исходный материал качественно записан и не была задействована никакая дополнительная обработка. Больше времени может потребоваться исходя от условий оригинала, уровня клиента и неординарных потребностей.
Затраты
Здесь следует осторожно выбирать специалиста по мастерингу ваших творений. Так, Ларри Крэйн сравнивает труды некоторых таких специалистов с неким хоррором. Так был случай, что одна группа заплатила одному инженеру 25 долларов за мастеринговое творение. Этот человек впервые увидел данный коллектив и мало разбирался в том, что делает. В итоге, получилось искажение миксов, образовался цифровой перегруз, и само звучание стало хуже по сравнению с оригиналом.
Разумеется, цены в этой сфере довольно разнообразны. Можно, например, получить потрясающую работу по прайсу 120 долларов за час. Можно заплатить и больше. Но обычно, расчёт расходов идёт по 2 доллара за минуты работы.
Краткий экскурс в историю
Бобби Харт, являющийся соавтором многих хитовых вещей Chubby Checker и Little Anthony, а также продюсером The Monkees, следил за изменениями в сфере мастеринга за всё это время.
Он рассказывает, что когда он с коллегами начинал в 60-х, основной функцией мастеринга было сжатие студийного микса особым образом. Низа, верха и всё прочее должно было уместиться в весьма узкие грани радиоэфира. Была главная задача – музыка должна хорошо звучать на радио. Для этого отдельно создавали монофонический микс, подходящий для AM-вещания (FM в те годы ещё не было). И в процессе мастеринга никого не интересовало эквайлизация, только компрессия. Перемены наступили в 70-х.
Отзываясь о своём материале, прошедшем мастеринг, Харт признаётся, что ему не известны технические аспекты этого дела, а только то, что оно делает звук сильнее и лучше.
Творческие решения
Арт Сайеки утверждает, что скрупулёзное прослушивание и технический анализ должны поддерживаться творческим потенциалом и художественной интуицией. Чтобы произвести максимальный эффект на слушателя, в ход идут некоторые творческие составляющие психоакустики, а также психологии и знания целевой аудитории. А ещё здесь учитываются цели, которые обозначены продюсером и лейблом.
Эмилия Лазар тоже признаёт, что есть что-то неосязаемое. И здесь нужно подпитывать интерес (слушателя) к целостности музыкальных творений и добавлять в проект что-то незаурядное и уникальное. И отыскав свой путь, вы сможете отделить себя и свои труды от блеклых инженеров по мастерингу и альбомов, звучащих как под копирку.
Нужные действия для достижения правильного микса
Вы хотите, чтобы ваши творения стали наиболее подходящими для мастеринга. Что вам нужно сделать? Если вы не уверены в своих силах, то большинство мастеринговых студий предлагают недорогую экспертизу ваших треков. Иногда эта услуга предоставляется бесплатно. Она помогает определить степень соответствия ваших миксов критериям мастеринга. Существуют определённые основополагающие принципы. Им необходимо следовать, когда вы подготавливаете свой микс для мастеринга.
Форжер с улыбкой объясняет, что, в первую очередь, у микса должно всё находиться в нужной перспективе. Должен соблюдаться хороший баланс. Всё не должно быть сметено компрессором. Для проверки качества треков есть один нехитрый способ. Запишите ваши треки на диск и прослушайте его в машине. Только не включайте на небольшую громкость. Здесь в качестве фильтров будут выступать шумы: от двигателя, ветра и дороги. Это идеальные условия для испытания сведения на качество.
Ларри Крэйн рекомендует не компрессовать весь микс, если вам не известны все нюансы данного процесса. Потом от такой компрессии почти невозможно избавиться. А специалисты по мастерингу больше всего жалуются именно на неё.
Мэтт подчёркивает, если вы сделали чудесный «большой» микс, тогда и исход мастеринга будет соответствующим. Но повод для тревоги возникает тогда, когда у вас оказывается малобюджетный проект, а звучание должно быть, как у дорогого. Вот это задача так задача. Здесь имеет значение и ваше оборудование, и помещение. А самое главное то, как вы всё это применяете.
Форжер советует дать инженеру диск, звучание которого вам по душе и у которого есть такой же баланс частот, какой вы хотите получить для своего альбома. Так, этот специалист получит общее представление о ваших предпочтениях. В студии мастеринга ваша музыка для вас звучит всегда по-иному. Однако инженер по мастерингу прекрасно знает своё оборудование.
Большинство данных специалистов всегда дают такую рекомендацию: если вы не уверены в компрессии, сделайте два варианта: с ней и без неё.
Верхайен дополняет, что такой важный шаг всегда нужно помнить и так вы себя обезопасите от неприятностей. Ведь инженер по мастерингу не сможет заново сделать сведение вашей записи. Он не работает с отдельными треками, он имеет дело с частотами. Если вы ему принесёте треки с хорошим звучанием, то он сможет сделать их ещё лучше.
Рекомендация эксперта
Мало кто из инженеров по мастерингу желает найти время для оценки ваших треков и консультации по сведению материала. Арт Сайеки занимается этим часто. Также поступает и Нэнси Маттер. Она регулярно прослушивает треки и даёт дельные советы. Эту услугу она оказывает людям, которым требуется акустически правильное помещение для получения другой перспективы восприятия их музыкальных творений. Такой способ помогает им делать завершающее сведение их проектов.