Мифы об аудио: что правда, а что вымысел?
Давайте поговорим немножко о самых распространенных заблуждениях, ну или по крайней мере, о завышенных предвзятостях ярых снобистов в звукорежиссуре.
1. Помещение должно иметь нужное акустическое оформление. И это самый значимый вклад в качество звука.
Это точное определение. Хотя качество звука – понятие весьма нелинейное. Помните, что то помещение, в котором осуществляется запись, часто добавляет в итоговое звучание не меньшее вложение, чем сам источник. И этому вопросу требуется уделять много внимания. В каких-то помещениях имеются благозвучные места. В этих местах стоячие волны сохраняют нейтральность и могут украшать источник. Учтите, что без должного и бережного подхода даже наилучшая техника и инструменты зазвучат как ведро для мусора.
2. Значимость хорошего предусилителя выше, чем значимости хорошего микрофона.
Этот вопрос с двумя сторонами. Микрофон оказывает огромное воздействие на звук, больше, чем предусилитель. Но качество – понятие неоднозначное. И часто дешёвые динамические микрофоны лучше взаимодействуют с некоторыми источниками, чем дорогие конденсаторные модели. В этой ситуации предусилитель станет бутылочным горлом звукового качества, сохраняя определённое воздействие на тон и характер звучания. Очень качественный микрофон с таким же предусилителем дадут превосходные результаты. А классный микрофон в тандеме с довольно приличным предусилителем приводят к хорошему исходу. А вот микрофон отличного качества в сочетании с плохим предусилителем приведёт только к плачевным результатам.
3. Кабинки или помещения очень маленькие по площади – идеальный вариант для записи вокала.
На деле, это очень расходится с реальностью. Даже если вы линеаризовали акустику, используя поглотители, маленькие помещения мало подходят для записи голоса. Резонансы данных помещений находятся в среднечастотном спектре, там же, где и вокал. Они могут не лучшим образом окрасить вокал, и подобное окрашивание будет очень проблематично корректировать при сведении.
Если ваша цель – запись вокала, свободного от естественной реверберации, то лучше всего для этого подойдёт помещение средних габаритов с необходимым акустическим оформлением, требующимися поглотителями и диффузорами. Также хорош и такой вариант – маленькая комната, стены в которой не параллельны и есть фибергласовая изоляция. Вообще, звук вокала всегда соответствует размеру помещения, в котором он записывался.
4. Звуки, входящие за сферу человеческого слуха, можно ощутить.
Здесь сложно дать определенный ответ, ведь не существует должных изучений, чтобы выяснить степень воздействия чрезвычайно низких и высоких частот на человеческий организм. И данный вопрос больше относится даже к эмоциональным, психофизическим нюансам: кто-то не может воспринять и половины слышимого спектра, кто-то выходит за его пределы, ну а кто-то и вовсе в тишине слышит музыку небес.
5. Необходимо, чтобы трек после процесса сведения обладал качеством CD.
Это ложь. Сведение преследует цель сотворить единое сбалансированное звучание, отвечающее художественным замыслам. А яркость, мощность и другие элементы коммерческого трека – уже задачи мастеринга.
6. Благодаря мастерингу песня звучит «как на радио».
Чистый вымысел. Мастеринг – процесс крайне важный, но качество музыки исходит ещё со стадии сочинения, исполнения и процессе аранжировки. Звуковое качество зарождается при записи. Если материал качественно записан, его и микшировать проще. При классном сведении такой материал становится шедевральным. Конечно, не все могут записываться в студиях высшего уровня, но при правильном подходе можно и в скромных условиях достичь весьма неплохого звучания. Но если подходить к работе безалаберно и ожидать качества уже после мастеринга, то ничего замечательно не получится. В лучшем случае специалист по мастерингу сделает звучание ваших треков хотя бы более приемлемым для прослушивания.
7. Кабели высочайшего качества улучшают звучание.
Это неправда, хотя и не полная. По этому вопросу очень сложно провести корректное сравнение, ведь человеческое восприятие звука постоянно меняется, на него влияют различные факторы. Можно послушать какой-то звук, а через мгновение его проиграть на той же системе, и ощутить различия. Звуковое восприятие – больше физическое и психологическое определение. А отличия проводимости кабелей очень низки.
P.S. Хотя если в вашей работе применены очень длинные кабели, то отличия вполне можно ощутить. Если ранее вашими кабелями были шнуры от китайских электроприборов, то при работе с нормальными кабелями и звучание кардинально может поменяться.
8. Наивысшее качество звука достигается через запись с уровнем, приближённым к 0 dBFS.
Полная чушь. Такой совет возник на заре цифрового аудио. Тогда запись производилась с разрядностью 16 бит. Нынче идёт с 24 битами. Вы можете оставить себе много чистого хэдрума, при этом, не волнуясь об «эффективном применении разрядов». Ещё большинство предусилителей лучше взаимодействуют с уровнями, которые намного меньше значения 0 dBFS. Получается, если уровень -1 dBFS в цифровом пространстве выглядит замечательно, то после прохождения через предусилитель он может вызвать искажения и снижение общего качества звучания. Также учитывайте, что аналоговый элемент конвертора лучше функционирует в конкретном спектре наивысших уровней (как правило, между такими значениями, как -20 и -10 dBFS).
9. Можно полностью удалить вокал из готового трека.
Это абсурд. Люди выдумали разные способы, чтобы удалить какие-то звуки из готовой композиции. Но ни один способ не делает этого на 100%. Задавить вокальную линию можно эквализацией, вычитанием фаз, либо M/S-обработкой. Порой это выходит очень хорошо. Но вокал является очень широкополосным источником. И сегодня лучшим и передовым методом считается спектральное редактирования. Здесь звук отображается в виде разноцветного изображения, которое можно обработать, будто в фотошопе, а потом преобразовать назад. При грамотной работе можно достичь просто феноменальных результатов. Любопытно, что с её использованием разбирались на элементы композиции для игрушки Guitar Hero. Но даже подобная техника имеет ограничения, особенно в тех случаях, когда работа происходит с вокалом.
10. Для хорошей записи требуется наилучшее оборудование.
Это обман. Требуется правильная техника и правильные уши. И вместо вложений в очень дорогое оборудование, лучше потратиться на получение новых знаний, на обучение у гуру в этой сфере, на развитие слуха и опыта.