Продолжение статьи ко дню рождения Лу Рида.
Мнения известных музыкантов о Лу Риде.
Терстон Мур
Лу всегда находился вне музыкальных тенденций, и то, как он это делал, было намного существеннее, чем то, что было в центре. Я перед ним в долгу за все мое понимание рок-музыки. В свои 14, я покупал пластинки, выставленные на распродажу, по причине не надобности. Вот так я и узнал о Лу Риде.
Помню тот день, когда я приобрел банановый альбом. До этого я прочел о нем в журнале, и мне не терпелось послушать его звучание. Несколько позже я взял «White Light / White Heat» и сказал себе: «Господи, как такое вообще могло произойти?». На концерте же я его увидел аж в 1976 году. Помню, как он сел на край сцены и запел песни о Берлине. Мои друзья, и я вместе с ними, просто упали на колени.
Помню, как мы вместе смотрели «Дневники баскетболиста», в то время мы подумывали сделать музыкальную дорожку к фильму. Нас было трое: я, Лу и Джим Кэрролл (автор произведения, по которому поставили фильм). Лу тогда говорил, что круче было бы, если бы из фильма выкинуты были все диалоги, а в это время Джим читал бы отрывки из своей книги. Помню, я подумал: «Вряд ли голливудские дельцы пойдут на это». Но ведь это было чертовски интересно. Лу был человеком с необычайным мышлением, не вписывающимся в обычные стандарты, и это потрясающе.
Он был очень избирателен в друзьях, что вполне понятно. Но распространенный слух о том, что он настоящее чудовище – это полнейший бред. Помню, как в 2008 году я участвовал в концерте в его честь, я только-только услышал трек «I’m Not a Young Man Anymore», тогда она вышла на каком-то бутлеге Velvet Underground. Прекрасная вещь, неслыханная мной до этого. Перед выходом на сцену я подошел к Лу и сказал ему, что желаю исполнить этот трек. Он спросил: «Как ты, черт побери, о ней узнал?». Я сказал, что нашел ее в интернете и что было бы отлично ее спеть, как раз мне стукнул полтинник. Когда я сказал эти слова, он улыбнулся и обнял меня. Это было прекрасно и совершенно неожиданно.
Крис Стейн
Я разогревал Velvet Underground еще в 1967 году со своей маленькой командой из Бруклина. Действие происходило в каком-то месте, больше напоминающем спортзал. В то время я слушал мало музыки, основанной на электроинструментах, но пришли эти парни, и все помещение наполнилось звуком. Это было фантастически. Первый альбом – это феномен. Думаете, много людей по-настоящему поменяли лицо поп-музыки? Нет, это были – Дилан, Лу и, возможно, Боуи. Лу создал целое поколение. Я пару раз с ним ел пиццу, и он всегда был весел. И очень приятным в общении. Он сам был музыкой.
Дэвид Бирн
Я всегда был большим поклонником творчества Лу, и когда он был с VU, и сольно. Он оказал серьезное влияние на меня и на музыку Talking Heads. Помню, как он приходил на наши шоу в CBGB, бывало, что мы даже после концерта ходили к нему в гости. Как-то он сыграл нашу песню «Tentative Decision», но более мелодично и медленно, так что она звучала в стиле поздних Velvets. Это было просто фантастикой – наш кумир играл наш трек. Мы частенько пересекались с Лу и ходили на разные мероприятия. В последние же годы мы бывало обедали вместе и ходили к кому-то в гости. Его музыка повлияла на мой переезд в Нью-Йорк. Мне хотелось жить в городе, в котором вырос такой талант. Большинство музыкантов, добившись успеха, перестают делать многие вещи, Лу же до конца был любознательным и всегда рисковал.
Эмили Хейнс
Однажды Лу спросил меня: «Rolling Stones или Beatles?». Я, не задумываясь, ответила, что VU. На мой взгляд, нет второго такого человека в музыкальном мире, который бы столько же для него сделал, как Лу Рид. Его невозможно переоценить. Он попросту злил всех тех музыкантов, которые делали сложную музыку, они все не понимали гениальной простоты работ Лу.
Я всю дорогу желала познакомиться с Лу Ридом, и когда, наконец, это случилось, я очень волновалась. Народ обычно боялся открываться Лу, но только не я. Помню, мы должны были играть на фестивале в Сиднее (кураторами были он с женой), и Лу никак не мог вспомнить гитарную партию трека «Cremation», которую хотел с нами сыграть. Я тогда еще ответила ему: «Что ж, придется вспоминать, ты же будешь ее исполнять на гитаре». На минуту в комнате повисла тишина и напряжение, казалось, что я богохульствую, но он просто ответил: «Да, точно». А скольких мне стоил сил, уговорить Лу сыграть с нами «Pale Blue Eyes»… Но какое было в его глазах одобрение, когда наш гитарист исполнял гитарную партию в конце композиции.
Кевин Херн много лет работал с Лу, а сейчас он работал с нами над новым альбомом. Он постоянно бывал у Лу в больнице и писал мне по этому поводу: «Я виделся с Лу, он снова в больнице. Ему не очень здоровится. Лори с ним. Они интересовались, над чем я работаю, и я показал «Dedicated», думаю, ты не будешь против. Им по-настоящему понравилось». А на следующий день Лу не стало.
Помню, когда я однажды сыграла Лу его же «Perfect Day», он сказал: «Больше боли в голосе, песня не о пикнике, черт возьми». Теперь я именно так и буду петь…
Томас Марс
Музыка Лу Рида очень распространена во Франции. Его творчество очень свободное, а поведение свойственно французам. Когда я был тинейджером, я куда больше проводил параллелей с Лу, чем с Игги или Боуи. Поначалу я заслушивал «New Age», «Ocean», «Pale Blue Eyes», а чуть попозже узнал чудесный трек «Street Hustle». Помню, я крутил его постоянно, и он совершенно не надоедал мне.
Мне очень нравится цитата Эда Рушей: «Истинное искусство вызывает недоумение». Именно такое ощущение у меня вызвала обложка с бананом. И именно такими были концерты Лу Рида. Каждый его выход на сцену – откровение. Ему совершенно было все равно, чего хочет толпа. Я очень это любил. Он ошеломляюще владел гитарой, но совершенно не выставлял это умение, будто ничего особенного он не делает. Он полностью разрушил все стереотипы рок-музыки. Он делал все так, как считал нужным, и это всегда было хорошо.
Альберт Хэммонд-младший
Помню те дни, когда я и Джулиан Касабланкас постоянно крутили «Loaded». Эти дни и были стартом The Strokes. Мы мечтали о таком звуке, о таких же вибрациях. Мы считали, что тоже можем также как Лу Рид рассказывать об окружающем мире. Он пел о сексе, о наркотиках, и все это очень сильно отразилось на Джулиане. Мы мечтали его встретить. А однажды у него была автограф-сессия, тогда я и Джулиан не могли осмелиться подойти к нему. Но Джулиан все-таки подошел и сказал: «Можете дать автограф?». Когда Лу Рид не нашел ручки, он ответил: «По-вашему я должен это сделать своей кровью?». Это нам показалось резким ответом, но и очень крутым.
Позже нам сказали, что Лу любит нашу музыку. И мы даже сыграли с ним на вечеринке Rolling Stone его песню «Walk on the Wild Side». Он был в восторге. Вспоминая этот момент, у меня бегут по телу мурашки.
Дион Димуччи
Когда я вспоминаю о Лу Риде, то мне на ум приходят забавные моменты. Как-то мы с ним обедали, и он вдруг сказал: «Единственное, что меня пугает, – жить в пригороде». Меня это очень рассмешило, ведь получается, что это вообще единственное, что его может напугать. Распространенный слух о сложном характере Лу Рида, как на меня, выдумка. Он всегда со мной был очень мил, словно боялся меня как-то обидеть. Он по-настоящему любил и уважал меня. Как и я его.