SIGUR ROS «Valtari» (2012). Рецензия на альбом.
Исландский коллектив Sigur Ros можно считать одними из первопроходцев по «потокам сознания». Музыканты смогли, используя приёмы построка, эмбиента, а ещё арт-рока, конвертировать такой поток в реальную денежную единицу. Она наладили это успешное двустороннее движение и начали постепенно осваивать музыкальный рынок, особенно в североевропейском направлении.
Причём исландцы не акцентировали внимание на разные тренды и бренды, и вращения музыкальных стилей, а также скачки меломанской активности.
Их шестая студийная работа – «Valtari» особенна тем, что её подготовка длилась четыре года. Вышло это не запланировано. Альбом можно назвать специфичной исландской «отсебятиной», которая зародилась на странной системе координат. Это эмбриональное звуковое течение, из которого повсюду плавно появляются элементы ещё не полностью родившихся композиций, доносятся ангельские отголоски космического языка vonlenska. Этот язык – творение Йонси Биргиссона. И его озвучкой занялся сам творец, применив эльфийский голос.
«Valtari» можно считать живым организмом. Ему снятся приятные сны, не имеющие конца и начала («Eg anda»). Он парит в невесомом состоянии своего подсознания («Daudalogn", "Valtari»), контактирует внеземным разумом («Varud») и переживает яркий и необъяснимый катарсис («Rembihnutur»), затрагивает первобытный хаос и идёт назад («Fjogur piano»)…
Влияние моды хрупко, оно исчезает, а бессознательное - нет. И чем нежней музыкальный слух, тем больше музыкант приближается к иррациональной стороне человеческой сущности. В этом смысле у группы Sigur Ros потрясающий сверхчуткий слух. Он воспринимает даже то, чего не существует, то, что можно почувствовать лишь шестым чувством в зыбких, почти невесомых намёках пластинки «Valtari».