С каждым новым релизом Muse всегда так происходит: он кажется слабее, попсовее, хуже предыдущего. «Куда катится мир!» - восклицают старые «мьюзовцы», печально качая головой. И действительно – давайте вспомним, каким унылым и медленным казался The Resistance после взрывного и наполненного стопроцентными хитами Black holes and Revelations.
А потом оказалось, что после нового альбома предыдущий выглядит архаичным, и слушать его - значит возвращаться в прошлый век музыки. И теперь кажется, что более крутой композиции, чем Resistance, никогда не существовало в мире музыки, а симфонические изыски Мэтта Беллами цитируются как новая классика. А прошло-то всего пару лет без новых песен.
И вот они пришли, новые. Альбом The 2nd Law стал реальностью. Его уже можно послушать, пустив скупую фанатскую слезу по былым временам. Итак, что же мы имеем из 13 композиций, четыре из которых все уже слышали за три месяца до выхода нового диска?
Вступительная Supremacy – слишком арт-роковая для того, чтобы открывать альбом. К тому же, она очень похожа на… Вот тут вся редакция оказалась в замешательстве. И даже вспомнили песню. Но не вспомнили, кто ее исполняет. Ах да, это же Патрисия Каас - Des mensonges en musique, которая инспирирована старинной народной саксонской песней. Да это и не важно. Supremacy – эпохальная вещь, прекрасно аранжированная и исполненная. Но не хитовая. Представьте себе, как напеть ее? Кроме ужаса у окружающих, это ничего не вызовет. Так что в караоке-барах она звучать не будет, и это хорошо. Madness - хорошо знакомая по синглу аллюзия Queen (I want to break free), настолько тонкая, что понимание связи этой композиции с квиновской появляется лишь через время, как послевкусие от хорошего виски.
Panic Station – более прямая аллюзия на Another one bites the dust тех же «Квин». Нам кажется, не стоило продюсерам альбома помещать эти две песни подряд слишком уж прозрачен ассоциативный ряд. И так все знают, чью нишу хочет занять Muse. Собственно, уже и заняли несколько лет назад. Возвращаясь к песне, нужно отметить ее самобытность и ювелирную утонченность аранжировки при таком большом количестве инструментов. Это, как и Madness -стопроцентные хиты. Гимн лондонской Олимпиады не слышал, наверное, только глухой. Глобальная композиция. Но снова не хитовая.
С чем же будет выходить Muse на вершины чартов? С Follow me? Пожалуй. Хорошая, понятная широким массам песня. Но слишком уж похожа на Киркорова, уж простите за такое сравнение. Джазовый бит в Animals – новый стилистический поворот для группы в целом и для нового альбома в частности. Если кто-то услышит эту песню по радио, никогда не поверит что это Muse. А даже голос Беллами не убедит.
Баллада Explorers выглядит как облегченный вариант Invinsible и снова-таки возвращает к Queen, хотя и не так навязчиво. А вот Big Freeze заставляет вспомнить Фредди Меркьюри и его команду (особенно Брайана Мэя) гораздо более отчетливо.
Save Me напомнит ценителя хорошей музыки совсем другую историю. Была когда-то группа Alan Parson’s Project. И исполняла очень похожие на эту композицию песни. Вплоть до голоса, аранжировки и общего саунда. Возможно, это трибьют, ведь такие взрослые парни как Muse не могут так просто напомнить миру о великом композиторе и звукорежиссере Алане Парсоне.
Минуя Liquid State, о которой совсем нечего сказать, кроме того, что это обычная для Мьюз композиция, перейдем к остросоциальной сюите The 2nd Law. Она, несомненно, отправляет нас к United states of Eurasia из прошлого альбома. Muse чутко откликается на все события, происходящие в мире, и новый альбом – несомненное тому подтверждение. Большая половина песен посвящена либо написана под впечатлением от событий, произошедших за последние годы – кризис евро, движение «оккупаев», войны на Ближнем Востоке, обостряющееся напряжение из-за ресурсов. И в тот же момент группа сохранила свое потрясающе чувство музыки, филигранные аранжировки и не присоединилась к отряду панков-агитбригад.
Альбом The 2nd Law требует многократного прослушивания. Группа однозначно сделала поворот в своем творчестве. Будет ли это поворот не туда или откроется новый пласт музыкальной культуры – покажет время. Нельзя оценивать новый альбом Muse как «лучший» или «худший», и уж тем более, не стоит сравнивать его с предыдущими. Он просто другой.
Но такой же мастерский, величественный и неповторимый, как прежние. Его еще распробуют критики и слушатели. И фанаты, приунывшие было, тоже оценят новое музыкальное сокровищ, которое им подарили Мэттью Беллами с коллегами.