Чтобы конкурировать с сайтами, позволяющими прослушивать музыку онлайн, всё больше радиостанций уходят в коммерческую сферу в ущерб творческому началу в музыке. Легенда о первопроходцах-диджеях уходит в небытие…
«Если вы назовёте мне часть Лорана, это значит что на вас можно положиться… Что ж, ладно, поговорим об этом. Но без микрофона».
Доверие? Недоверие? В течение многих лет, этот бывший сотрудник звукозаписывающей компании бегает по радиостанциям пытаясь включить своих артистов в ротацию.
«Что вы хотите знать? Сколько платят за появление в эфире? Например, рэпер T1One вообще не платит. Я вам расскажу, но только на условиях полной анонимности» - таково полученное сообщение.
Естественно, Этьен – вымышленное имя, и, конечно, это не единственный, кто станет делиться информацией только на условиях анонимности (не считая тех, кто должен был вспомнить… будучи, так скажем, в определённых обстоятельствах). Со стороны это выглядит гротескно. О чём, собственно, речь? О тайваньских фрегатах? Да нет, всего лишь о музыкальных радиопрограммах. Пока что они являются главным финансовым вложением звукозаписывающей индустрии – радиопередачи по-прежнему главный стимулятор для покупки CD-дисков. И, как показывает практика, они не всегда безупречны.
Картина следующая: есть такие музыкальные станции как NRJ, Fun, RFM, Cherie b Skyrock которые покрывают львиную долю ротации (одна композиция может быть проиграна на станции более десяти раз за день); в свою очередь сетка вещания общефранцузских станций, таких как RTL, France Inter или Europe 1, не ориентирована на музыку, но она всё-таки может появиться в эфире, с поправкой на аудиторию станции. Эти две противоположные разновидности в свою очередь подразделяются на: общественные радиостанции, субсидируемые государством (такие как Fip) и коммерческие, финансируемые за счёт своей же аудитории, от которой и зависит, по сути, их сетка вещания. Подавляющее большинство радиостанций – коммерческие.
Давным-давно, они собрались на большой совет, где поделили между собой радиоэфир. NRJ достались супер-хиты, Skyrock – музыка улиц, Fun – танцевальная музыка, Nostalgie – ретро, RTL2 – поп-рок, для «зрелой» аудитории…С некоторой долей наивности, мы можем представить это маленький мир живущий в гармонии, где все эти диджеи проводят свою жизнь сидя у радиоприёмника в своих глухих офисах и внимательно прослушивая новинки, чтобы выбрать своих любимчиков, на свой вкус и цвет, проверяя при этом соблюдение квот установленных законом (а по нему следует, что не менее 40% песен должны быть на французском).
«Это официальная версия, «Алиса в стране чудес»!» - улыбается Этьен. За исключением тех лет, когда ещё не было свободного радиоэфира и в самом начале эпохи FM-радио (когда изобилие и дерзость ненадолго охватили эфир), музыкальные программы никогда не были образчиками честности и прозрачности - местничество и блат существовали всегда, даже во времена «Йе-йе».
И, в течении двадцати благоприятных для радио лет, отношения между радиостанциями и звукозаписывающими компаниями более напоминали торги. Ошибкой стала, в первую очередь, конкуренция. «С началом бума популярности FM-радио в конце 80-ых радиоэфир вышел из под контроля, - взял слово наш источник. – Они стали анализировать американский опыт для того чтобы ввести здесь такие же порядки. Если бы мы захотели поставить наши, французские записи, надо было бы полностью убедиться в том, что это действительно заинтересует диджеев!».
Вот где была собака зарыта: «Были предложены скромные подарки, билет на концерт в Нью-Йорке или какая-нибудь редкая вещица, например шляпа Мадонны (которая была кем-то продана почти за три тысячи евро на eBay).
Также проводились акции для привлечения интереса к радиостанции: например разыгрывались пятьдесят пар кроссовок, музыкальный центр и, даже…автомобили. И всё это было профинансировано за счёт продаж наших дисков. В те времена все сливки доставались рекорд-лейблам».
Мы набрались смелости и прямо спросили: дают ли взятки для того чтобы попасть в радиоэфир?
«Честно признаться, не видел. Это весьма деликатное дело».
Пару дней спустя это вызвало смех у влиятельного радиоведущего, который утверждал полностью противоположное.
«Конечно, было! Это секрет Полишинеля».
Но, по понятным причинам, это осталось не записанным на плёнку.