Брит-поп, как он был
История современной музыки так богата палитрой различных оттенков, что иногда задумываешься о том, что гамма цветов сродни гамме звуков. К чему приводят эксперименты? Всегда интересно узнать. В случае с тем направлением, о котором дальше пойдет речь, узнать это очень интересно.
Эпоха 90-х оставила очень серьезный след в формировании дальнейших субкультур. В общей массе своей было уже написано много опусов о влиянии одной эпохи на другую. В случае с брит-попом, как раз и произошло влияние классических 60-х годов на современность, в которой появлялось новое направление, охарактеризовавшее совершенно новый стиль в поведении, одежде, текстах и музыке. Все новое – это хорошо забытое старое, в случае с брит-попом как раз так и есть, но с некоторыми оговорками.
Сложно сказать, кто первым придумал похожую музыкальную субстанцию, были ли это The Stone Roses или Charlatans, сейчас уже сложно определить, да и нужно ли? Некоторые деятели и иконы стиля потом занялись больше экспериментальной деятельностью, в плане совместных работ и новых самореализаций, но об этом позже.
Вообще, если быть точным, то все, кто стоял у истоков этого стиля, сейчас до сих пор выдают во внешний мир свои творения, правда уже все менее похожие на труды молодости.
Брит-поп сам по себе, появившись, стал нереальным бумом и охватил полностью все уровни и стили жизни. Это было сродни популярности пост-панка в начале и середине 80-х, но с той поправкой, что слушать эту музыку начали абсолютно все слои общества. А объясняется это просто - этот стиль настолько легок и привязчив своими мелодиями и аранжировками, что сложно после прослушивания пресловутого хита Oasis “Wonderwall” ходить и не напевать его весь день.
И такого продукта выдавалось в свое время в излишке. Даже сейчас, если что-то из тогдашних привязчивых хитов используется в рекламе (например всем известная “Song 2” от Blur), то моментально обращает на себя внимание не только знающих, а еще и молодого поколения, которое любит инди. Сейчас, кстати, ошибочно объединяют эти два направления в одно течение, конечно, сам инди-рок, это точка отсчета для брит-попа и многих других жанров, но считать их одним и тем же стилем – ошибочно.
Для желающих ознакомиться с предметом или же для тех, кто хочет с улыбкой вспомнить о былых временах есть три главных законодателя и популяризатора этого веяния в современной музыке. Имя им Pulp, Oasis и Blur. О каждой по порядку.
Pulp – это коллектив, который всегда стоял отдельным особняком от общей массы исполнителей и несколько странно преподносил свои песни и звучание. Дело не в необычном поведении музыкантов на сцене, оно не было необычным и не в некоей отмороженности, она скорее стала своей фишкой от Джарвиса Кокера, создателя и вокалиста команды. Вообще, именно Джарвис во многом популяризовал и изобрел модные тенденции на манеру одеваться (пиджаки на голое тело, рубашки на выпуск с расхлябанным видом, отросшие больше чем надо волосы и т.д. и т.п.), носить очки в роговой оправе, и самое главное, он, именно он ввел моду на ботанов и умников. Именно благодаря этому человеку в мужчинах стали ценить не только мышцы, но и интеллект, при этом Джарвис Кокер никогда не устраивал никаких пропагандистских акций со сцены. Это, пожалуй единственный коллектив, который всегда пребывал в своей творческой стезе, и если бы можно было слегка исказить определение жанра, в котором они делают свою музыку, то это называлось бы авангардный брит-поп. Этим ребятам даже не понадобилось никаких сложных проектов, они и так перманентно в экспериментальной фазе.
Поскольку в плане талантливости музыкантов и изобретений новых и актуальных направлений Англия пожизненно впереди планеты всей, в случае с дичайшей популярностью двух последующих команд нет ничего удивительного. Oasis – феномен брит-поп сцены и отношений между двумя близкими родственниками, братьями Гэллахерами.
В свое время, наткнувшись на статью в википедии об этом коллективе, сложилось ощущение, что ее писала фанатично настроенная барышня, которая в свое время была знакома с публикациями «Пионерской зорьки» или «Молодой гвардии», если в нескольких предложениях описывать их феномен, без литературных наворотов, то выглядеть это будет как-то так. Два брата собрали коллектив, который играл осовремененных Битлз с некоторыми изменениями. Самыми двумя главными изменениями оказалась гитара старшего Галлахера и вокал младшего.
Именно эти две особенности сделали коллективу настолько свое лицо, которое запомнили се и навсегда. Популярность Оазис в широтах наших стран и всего мира была колоссальной, она есть и сейчас, только уже, как ориентир на какой-то практически идеальный продукт, который производили на протяжении двух десятков лет Лиам и Ноэл Галлахеры. Вот уже здесь не обошлось без экспериментов. Лиам успел принять участие и спеть в совместных проектах с электронными коллективами, такими как The Chemical Brothers и Death In Vegas, стоит отметить, что благодаря его уникальному вокалу эти треки узнаваемы и по сей день.
Даже после распада группы Oasis и собранных новых проектов каждым братом по-отдельности, младшего Галлахера частенько зовут спеть в электронных проектах или принять участие в живом выступлении. Только, правда, он далеко не всегда соглашается. В данный момент у младшего Галлахера свой музыкальный проект Beady Eye.
Иен Браун, вокалист The Stone Roses, тоже постоянно принимает участие в электронном проекте U.N.K.L.E., именно они открыли дорогу для многих электронных направлений и исполнителей в свое время. Для ознакомления в полной мере с Oasis обязателен к прослушиванию альбом “Definitely Maybe”, это одна из важных пластинок описываемого направления.
Следующий феномен этой сцены – это группа Blur, которая наделала не меньше шума, по сравнению со своими главными конкурентами. Это очень талантливые и, как позже выяснилось, разносторонние музыканты, популярность которых также достигала невероятных вертикалей, только в нашем пространстве, почему-то была меньше выражена. Об экспериментальности этого коллектива можно судить по альбому “13” и по дальнейшим проектам вокалиста Дэймона Албарна и гитариста Грэма Коксона.
Коксон выпускал очень интересные гитарные сольники, а Албарн создал не менее знаменитых Gorillaz, которые явно не являются никаким суррогатом брит-попа, а представляют из себя очередной экспериментальный виток и стеб над современной культурой. Blur еще интересны тем, что активно поддерживают современную культуру и дают благотворительные концерты, обложку для альбома “Think Tank” им рисовал сам Бэнкси еще не будучи столь популярным. Для прослушивания стоит обязательно включить в свою фонотеку Blur “Parklife” – это также один из главных эталонов брит-поп альбомов.
В целом, музыка не стоит на месте и в последние годы наблюдается острая тенденция к возвращению к старому звучанию, стилю, манере исполнения, аранжировкам и так далее и тому подобное. Не зря сейчас вернулся и плотно засел на вершинах чартов и в статьях мировых музыкальных обозревателей инди-рок.
Моду на этот стиль вполне можно сопоставить с брит-поп бумом 90-х годов. Сейчас уже нет такой четкой грани между самим брит-попом и инди, но, как говорилось в начале статьи, это разница все-таки, хоть она и несущественна, но ощутима. Брит-поп в свое время стал не только лицом времени, стилем и субкультурой, он стал очень выгодным коммерческим проектом, который требовал вложений продюсеров и соответствующего поведения и вида у музыкантов.
А тогда было время, когда коллективы штамповались по несколько штук в месяц. Инди-рок же сейчас еще выдерживает позиции некоей непричастности к процессу шоу-бизнеса, все еще сохраняя даже некоммерческий звук, но кто знает, к чему может привести популярность этого направления, уже сводившего с ума более взрослые поколения слушателей?
Может именно из-за такого сверх внимания в свое время музыканты брит-поп сцены занялись более экспериментальными направлениями и стали принимать участие в менее популярных проектах, либо скрылись на некоторое время от массовых выступлений…
Спонсор материала компания по прокату концертного светового оборудования "Акустик Сервис" www.acousticservice.ru. Любой брит-поп концерт точно не обошелся бы без светового сопровождения, а учитывая нереально высокие цены на профессиональное освещение концертной площадки, более выгодным предложением может показаться именно аренда светового оборудования. Учитывая что организаторам концертов подчас приходится перевозить с места на место многотонные аппараты, аренда это действительно выход - сохранить средства и не морочиться с транспортировкой. "Акустик Сервис" к вашим услугам.
Александр Poison Нечай Почтовый панк с конвертами без марок |